Давно просматривал и прочитывал отрывками книгу Конрада Лоренца «Агрессия». И только сейчас освоил полностью.
Несмотря на то, что она была написана в 1966-м, — на русском её издали в 1994-м, и до сих пор весьма актуальна. И многие на неё ссылаются. И даже, можно сказать, воспитываются поколения биологов.
Книга научная и легко доступна в понимании рядовому пользователю. По своим научным соображениям и выводам отлично согласуется с современной эволюционной психологией.
Агрессия направлена согласно нишам в конкуренции
Агрессия направлена прежде всего на тех, кто завязан по тем же биологическим цепочкам. По тем нишам, где происходит конкуренция. Поэтому особенно враждуют между собой особи одного вида. Подобное может происходить, если разные виды борются за одни и те же ресурсы (например, белки, совы и змеи за дупло), но такое встречается намного реже, нежели конкуренция внутри одного вида.
Такая агрессия является причиной и следствием конкуренции. Те, кто эффективнее борются за ресурсы, лучше отбираются среди сородичей, нежели в борьбе с другими видами. И те улучшения, которые позволяют выжить в конкурентной борьбе, вытесняют более слабых.
Правило может распространятся не только для видов. Это могут быть например профессии людей (врачи не конкурируют с велосипедными механиками, поэтому агрессия со стороны одних на других меньше, нежели с одних на одних), компании на рынке (у кого одни и те же рынки сбыта, источники сырья, база специалистов, …).
Превращение внутривидовой конкуренции в тормоз эволюции
Агрессия возникла как конкуренция для выживания и совершенствования вида. Но такая конкуренция в дальнейшем приводит к практически чистой внутривидовой конкуренции. То есть, ресурсы тратятся не на увеличение потомства, занятия большей ниши, а на борьбу с себе подобными. И в общем, это больше представляет собой нецелевой расход ресурсов (бирюльки/украшения, атомные бомбы, оленьи рога и т.д.). Тут если все враждующие могут договорится, то все получат выгоду. Например если все договорятся не делать много атомных бомб, то они получат много ресурсов на более полезные вещи.
Для людей это более ярко стало выражено после получения ими преимущества над другими биологическими видами и с исчезновением врагов в естественной природе. Человек больше заботится о конкуренции среди людей, нежели способностью сражаться с природой или с решением приятных задач (познавать мир, премножение блага и возможностей, …).
Наблюдение у шимпанзе
Напрямую к теме книги не относится. Но факт в том, что у шимпанзе (и часто у человека) опыт перенимается у более старших, опытных и авторитетных сородичей, нежели у более молодых. У способных молодых просто забирают бананы, не думая о том, как они их достали.
Агрессия как фундаментальное свойство психики
Агрессия для каждого организма — это функция. Если она не реализуется, то пороговое значение снижается. Если реализуется, то остается на уровне.
В момент превышения порога агрессия срабатывает подсознательно, спонтанно. И, если не знать об этом факте, то человек не понимает, почему так происходит.
Таким образом, если агрессия долго не проявляется, то порог снижается. При большом снижении агрессия может проявиться на очень малые воздействия (драка на любой чих).
Для того, чтобы все было в порядке, необходимо проявлять агрессию на нецелевые источники (переориентация нападения). Или найти отрицательного героя.
Сложность изменения привычек
Людям и животным сложно менять свои привычки. Если привычка хотя бы раз возникла, то она приятна при повторении. Если привычка не выполняется, то человек/животное испытывает страх или неловкость. И привычка в таком случае превращается в ритуал/обычай, который необходимо выполнять. При этом человек/животное стремится его выполнить (это приятно) и особо не осознавая почему.
Такую же природу имеют ритуальные и магические действия (плевки через плечо, чёрная кошка и пр.) и невроз навязчивых состояний (если один раз себе внушить что-то).
Выполнять свою привычку приятно. Поэтому мы их любим. Как и традиции.
Эволюционно это в значительной части случаев положительное изобретение. Если что-то привело к благоприятному результату, то существу лучше это повторять (выполнять действие по протоптанному пути), при этом особо не вникая в причины и суть происходящего. А любое отклонение воспринимается как угроза.
Разность культур
В разных культурах развиваются разные системы жестов, позиций и пр. знаков общения. Поэтому при контакте культур могут происходить недоразумения. И также, близкие культуры общения больше доверяют друг другу. Это все происходит на подсознательном уровне.
Агрессия и дружба-любовь
Исследования говорят о том, что те виды, которые намного более агрессивны, имеют внутри своих сообществ эффективные системы торможения (чувства дружбы и любви). То есть, если представитель вида относится к сильновооруженным (способен с большой вероятностью одним ударом убить другого представителя своего вида), то такие животные намного более преданны, любвиобильны и дружелюбны к своим. Но при этом они более агрессивны к чужакам. Это относится например к волкам, собакам, крысам. Такой дуализм проявляется только для млекопитающих (у рептилий есть только агрессия, но нет любви). Но нет второго (дружбы/любви) без первого.
Люди находятся где-то на середине пути. Они успели приобрести несколько десятков тысяч лет назад орудия убийства сородичей, но эволюционно не успели все обрести эффективные механизмы торможения (любви).
Данный момент в книге интересно объясняется и обосновывается (почему внутривидовая агрессия приводит к большой любви и большой агрессии). И это очень хорошо согласуется с выводами современной эволюционной психологии и всякими теориями отношений. Не ожидал такую корреляцию в книге по этому фактору.
Отдельно отмечу факт того, что среди людей есть отдельные генетически отличные народы, которые более сильны в дуализме агрессия/любовь. Например индейцы юта — они намного более агрессивны против чужаков и более любвиобильны для своих. Думаю тот же эффект есть и для евреев (их очень долго притесняли и они постоянно в состоянии войны с соседями) — «Возлюби ближнего как самого себя[, а дальнего, т.е. чужака, возненавидь]». Для них это было не заповедью, а суровой жизненной необходимостью.
Средства сдерживания и перенаправления агрессии
Внутривидовая всечеловеческая агрессия опасна. Из-за неё вспыхивают многие войны, она движет многими сообществами. Движет до тех пор, пока оно но не покорит все. Но даже после этого из-за исчезновения объекта агрессии снижается порог и начинается раскол:
«Если бы какое-то вероучение на самом деле охватило весь мир, — пишет Эрих фон Хольст, — оно бы тотчас же раскололось по меньшей мере на два резко враждебных толкования (одно истинное, другое еретическое), и вражда и борьба процветали бы, как и раньше; ибо человечество, к сожалению, таково, каково оно есть»
И так — до бесконечности. Если с этим ничего не сделать, конечно.
Межнациональный спорт — одно из средств перенаправления агрессии. Вместо того, чтобы убивать соседей, можно с ними соревноваться в каком-либо безобидном виде. Это пример клапана против внутривидовой агрессии.
Другое — объединение всех под одной задачей (врагом). Например все вместе работаем на научном поле, отвоевывая у реальности плюшки, раздавая их всем.
Третье — интернационализация ценностей. Если у нас много друзей во многих странах — то мы вряд ли будем нападать на друзей.