Тёмные облака в созвездии Орла
Разлом Орла является частью "пылевой экспансии", которая разделяет полосу Млечного Пути надвое. Эта тёмная лента пересекает летнее небо северного полушария возле яркого Альтаира и Осенне-летнего треугольника. На фоне слабого свечения звёзд Млечного Пути вырисовываются силуэты пыльных молекулярных облаков, в которых запасено вещество для строительства сотен и тысяч новых звёзд. Астрономы с энтузиазмом изучают эти пылевые облака, чтобы найти новые признаки рождения звёзд. Эта телескопическая фотография с полем зрения чуть больше размера полной Луны демонстрирует раздробленный комплекс тёмных облаков в созвездии Орла, который называется LDN 673. На изображении можно увидеть признаки высокоэнергичных выбросов вещества, присущих молодым звёздам, а также маленькое красноватое туманное пятнышко RNO 109 сверху слева и объект Хербига-Харо HH32 выше и правее центра. Тёмные облака в Орле находятся примерно в 600 световых лет от нас. На таком расстоянии поле зрения изображения охватывает около 7 световых лет.
Замечены драматические изменения на далекой планете
В результате сравнения двух результатов наблюдения за планетой HD189733b было установлено, что состав атмосферы изменился (что было сделано впервые). Звезда создала мощную вспышку, усилив рентгеновское излучение в 4 раза. А в отношении Земли радиация на планете выше в 3 млн раз.
Наблюдение установило, что планета стала терять массу атмосферы не менее 1000 тонн в секунду, представляя собой сдуваемый ветром шлейф.
Вторая порция данных космического телескопа WISE
Главный исследователь WISE Эдвард Райт из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) отмечает, что новые данные особенно полезны для тех, кто изучает звёзды, изменяющиеся или перемещающиеся с течением времени. Пригодятся они также для уточнения и проверки результатов первого сканирования.
Новая информация охватывает около трети второго полного обзора неба. Она была получена в период с августа по сентябрь 2010 года, когда запасы хладагента стали истощаться и работали только три из четырёх инфракрасных детекторов телескопа. Охлаждающая жидкость предотвращает вмешательство тепла в результаты наблюдений, и на тот момент нагрев уже вывел из строя один из датчиков.
Что же до изображения туманности NGC 2024, то его цвета соответствуют различным длинам волн в инфракрасной части спектра. Кажется, что это гигантская свеча в клубах дыма. В действительности тонкие «усики» являются частью огромного облака пыли, в котором «штампуются» новые звёзды. Живописные полости в облаке — результат излучения самых крупных светил. В центре туманности находится звезда, которая в 20 раз тяжелее нашего Солнца. Именно она заставляет пыль светиться в инфракрасной части спектра. Это солнце должно было быть столь же ярким на нашем небосклоне, как три знаменитые звезды пояса Ориона, но пыль делает его в 4 млрд раз более тусклым.
Чуть ниже мы видим ещё одно яркое пятно — туманность NGC 2023. Можно распознать и туманность Конская Голова, которая находится справа от нижних вертикальных «хребтов». Ярко-красная дуга в нижнем правом углу — это фронт ударной волны в окрестностях пятизвёздной системы Сигма Ориона.
НАСА публикует свежие фото Тефии
Тефия покрыта кратерами самых разных размеров, и крупнейший из них — Одиссей, который простирается в северном полушарии на 450 км, то есть охватывает почти две пятых поверхности спутника!
Это странно, ведь такой удар должен был разрушить Тефию, однако вот она на фотографиях «Кассини» — целёхонька. Возможно, дело в том, что в те времена, когда образовался Одиссей, Тефия была частично расплавленной, а потому смогла поглотить часть энергии воздействия. Остался только «шрам» — как вечное напоминание. Как видим, центральный пик кратера рухнул, оставив впадину: ещё один признак того, что спутник был не совсем твёрдым в момент столкновения.
Спутник обращается вокруг Сатурна на расстоянии 294 660 км. Из-за такой близости Тефия подвергается особенно сильному воздействию приливных сил, что, вероятно, заставило её остывать дольше более отдалённых лун. Поэтому на поверхности Тефии меньше кратеров, чем, скажем, на Рее или Дионе.
Хаббл сделал новую фотографию Herbig-Haro 110, гейзера горячего газа, выдуваемого из новорожденной звезды
Внешние слои Центавра А
Что рождает внешние слои оболочки, окружающей пекулярную галактику Cen A? В 2002 году была получена и обработана фотография галактики Центавр А. На ней очень хорошо видна слабо светящаяся голубая арка, говорящая о процессе столкновения галактики с карликовой галактикой. Однако, ещё одна интересная особенность галактики Cen A — это система окружающих её слоёв оболочки, которая лучше видна на этой фотографии с более широким полем зрения, сделанной недавно 4-метровым телескопом Бланко Межамериканской обсерватории Сьерро-Тололо. Слабые оболочки вокруг галактик не редкость.Они рассматриваются учёными как свидетельство предшествующих слияний галактик, почти как рябь на поверхности пруда. Что в этих оболочках необычного — так это избыток газа, который должен был отделиться от звёзд во время столкновения галактик.
Сложная перспектива - Случайное выравнивание похоже на столкновение
Хаббл сделал очень детальное изображение пары перекрывающихся галактик, называющихся NGC 3314. Эти две две галактики выглядят так, будто они находятся в центре столкновения, но на самом деле это трюк перспективы: они видны как две друг за другом на одной линии. Видимые деформации расположения звезд на самом деле не являются результатом взаимодействия галактик. Наблюдения показывают, что эти галактики не вращаются и ведут себя относительно друг друга спокойно.
«Хаббл» запечатлел последние века углеродной звезды
U Жирафа доживает последние миллионы. Топливо заканчивается, и звезда становится нестабильной. Раз в несколько тысяч лет, когда слой гелия близ ядра приступает к реакции синтеза, U Cam "отхаркивает" почти сферическую оболочку газа.
Результат последнего извержения виден на этом снимке «Хаббла» как тусклый пузырь, окружающий звезду.
Подобные оболочки зачастую имеют неправильную форму, но здесь мы видим почти идеальный шар.
Это замечательный пример углеродной звезды — редкого типа светил, в атмосфере которых углерода больше, чем кислорода. Как правило, из-за низкой гравитации на поверхности не менее половины общей массы углерода звезда в итоге теряет со звёздным ветром.
Стоит отметить, что изображение обманчиво. В действительности сама звезда, расположенная неподалёку от северного полюса неба, занимает здесь не больше пиксела. Но она настолько яркая, что камера «Хаббла» оказалась «засвеченной».
«Хаббл» вгляделся в «Галактику-Иглу»
Это один из самых известных примеров спиральной галактики, видимой с ребра, то есть ориентированной перпендикулярно к линии нашего зрения. NGC 4565 прозвана «Иглой», ибо на небосклоне выглядит как очень узкая полоса.
То, что мы здесь видим, сильно напоминает наш собственный Млечный Путь, если смотреть в направлении центра Галактики: в обоих случаях пыль блокирует часть света, идущего от галактического диска. В правом нижнем углу контраст становится особенно чётким из-за яркого света звёзд, заполняющих центральные области галактики. Ядро NGC 4565 находится чуть дальше в этом направлении за пределами снимка.
Изучение галактики помогает астрономам узнать больше о нашем доме. Это наш сосед — до него около 40 млн световых лет, поэтому ребро NGC 4565 можно изучить во всех деталях. На руку нам и тот факт, что эта громадина в три раза больше Млечного Пути.
Вулкан и северное сияние в Исландии
Иногда извержения происходят и на Земле, и на небе. В 1991 году в Исландии произошло извержение вулкана Гекла, и в это же время на небе было видно северное сияние. Извержения Геклы, одного из самых известных вулканов в мире, происходили по крайней мере 20 раз за прошедшее тысячелетие, иногда вызывая сильные разрушения. Последнее извержение произошло двенадцать лет назад, но не причинило большого ущерба. Зеленая полоса северного сияния случайно возникла на высоте около 100 километров над лавой, выбрасываемой при извержении. Является ли Земля единственной планетой солнечной системы, на которой есть и полярные сияния, и вулканы?
Туманность Ориона: вид в телескоп имени Хаббла
Немногие космические пейзажи так волнуют воображение, как туманность Ориона. Туманность, известная также под именем M42, состоит из светящегося газа, окружающего молодые горячие звезды на краю огромного межзвездного молекулярного облака, расположенного на расстоянии всего 1 500 световых лет от нас. Туманность Ориона предоставляет одну из лучших возможностей изучить, как рождаются звезды — отчасти из-за того, что это ближайшая большая область звездообразования, но также потому, что находящиеся в туманности яркие звёзды своим высокоэнергичным излучением разогнали облака газа и пыли, которые могли бы скрыть от нас разворачивающиеся внутри стадии звёздного рождения и эволюции. Это подробное изображение — самый четкий снимок туманности Ориона из всех когда-либо сделанных. Оно создано на основе данных, полученных с помощью усовершенствованной камеры для обзоров космического телескопа имени Хаббла и 2.2-метрового телескопа Европейской Южной Обсерватории в Ла Силья. При полном разрешении эта составная фотография содержит миллиард пикселей, и на ней можно обнаружить примерно 3 000 звезд.
Луна встречается с Юпитером
15 июля наблюдатели с планеты Земля насладились зрелищем встречи Луны и планет на предрассветном небе. И пока другие видели яркий Юпитер поблизости от гаснущего тонкого Лунного серпа, жители Европы могли наблюдать, как газовый гигант прошёл позади Лунного диска по мере его движения по ночному небу. Облака над Монтекассиано в Италии пытались помешать сделать эту телескопическую фотографию, однако автору всё равно удалось запечатлеть Юпитер вместе с четырьмя большими Галилеевыми спутниками сразу после того, как тот вышел из своего затмения. Освещённый Солнцем Лунный серп пересвечен, зато хорошо виден слабый пепельный свет. Возле тёмной стороны Лунного лимба выстроились в ряд Калисто, Ганимед, Юпитер, Ио и Европа. На самом деле, Каллисто, Ганимед и Ио по размерам больше Земной Луны, а Европа лишь слегка меньше.