Критика и Адвокат дьявола
Давным давно, лет 15 назад, когда вокруг было много идей, я понял, что все разные, и для практического результата пришел к заключению, что та идея более ценна, которая лучше выдерживает критику. Утверждение очень простое и может не совсем очевидное, но внедрение такого критического мировоззрения привело к тому, что любая идея, пытающаяся достучаться до моего сознания (как извне так и снаружи), подвергалась жесткой бомбардировке, и, соответственно, выживали немногие.
Такой подход оказался чрезвычайно полезным не только против внешних апологетов, пытающихся привести весь мир к ихнему общему знаменателю, но и в качестве определенного фильтра своих внутренних замыслов, так как когда мы сами придумываем что-то новое, то это ощущается как «когда в руках молоток, то все вокруг кажется гвоздями».
Особенности человеческой психики таковы, что любые внешние идеи, отличные от наших, нашим подсознанием воспринимаются отрицательно, и это — аппаратное свойство нашей психики. Поэтому автоматически, когда вы идею выпускаете наружу, то все внешние обстоятельства становятся её критиками, зачастую необоснованно. И, если удары внешних критиков сильны, то это может не только накаутировать саму идею, но и любое ваше желание создавать что-то новое. В таких обстоятельствах важно выпускать такие экземпляры идей, которые имеют некоторый иммунитет и запас прочности. Но как его приобрести?
Так как идея никому не нужна, кроме нас самих, то в таких обстоятельствах нам приходится играть особую роль — критика наших собственных идей. Мы не придерживаемся мнения, что идея не работает, но при этом играем за черных. Очень точное название этой роли — Адвокат дьявола.
Таким образом, мы получаем две роли. Тот, кто выдвигает идею — Истец, ищет её положительные стороны, возможность применения и т.д.. Тот, кто критикует — Адвокат дьявола, занимается поиском слабых сторон и всяческим образом пытается разрушить полезность идеи.
Переключение между ролями
Последующим открытием через несколько лет стало то, что очень сложно переключаться между ролями. Как мне кажется, это связано с нашей эмоциональной биохимией. Мы плохо критикуем идею, если только что были Истцом. Аналогично у нас не получается хорошо защищаться, если мы только что были Адвокатом Дьявола. Это утверждение также истинно для третьей роли, которая будет рассмотрена ниже.
По моему опыту, хорошо время на переключение делать где-то минимум в 5-6 минут. За это время — очистить эмоциональный фон и оперативную память. Слишком частые переключения череповаты.
Третья роль
В последнее время окончательно вырисовалась третья роль, в корне отличающаяся от двух, описанных выше.
Особенность в том, что Истец и Адвокат дьявола позволяют выяснить конкретные свойства идеи: её область применения, сколько ресурсов на реализацию, какое качество будет на выходе, слабые места, сравнение с другими идеями, точки оптимума и др.. Однако полученный результат не всегда попадает на хорошую почву. То есть, в зависимости от обстоятельств может получиться так, что идея применима и работает, а может получится так, что не работает и здесь она никак.
Таким образом, решение о факте и необходимости применения лежит вне компетенции Истца и Адвоката дьявола, и эту роль по аналогии с судопроизводством, я называю Судьей. Кроме всего этого, так как Судья нейтрален, то он может устанавливать правила.
Суммируя. Истец выдвигает идею и её защищает. Адвокат дьявола критикует. Судья устанавливает правила (обязательно до), и принимает решение (обязательно после).
Роли в дискуссиях
Часто в разных дискуссиях люди присваивают другим определенные роли (например человек A за идею X, B против X). По моему мнению, такое мышление погубно, и уже давно я научился и привык быстро переключатся между ролями Истца и Адвоката дьявола. Что интересно, исторически была уже масса случаев, когда народ откровенно не понимал мою позицию, пытаясь присвоить её к одной или противоположной точке зрения, и все непонимание получалось потому, что фактически моей личной позиции по вопросу попросту не было.
Аналогии
Есть аналогичные понятия из немного других предметных областей, где, походу, также должна быть выделена третья роль. Если мы рассматриваем доброго и злого полицейского, то должен быть третий, который разберется что на самом деле произошло. Если мы рассматриваем борьбу творческой личности и внешних обстоятельств, то должен быть критерий результата (например практика) и целесообразность идеи (сейчас чаще разруливается последующей историей, далеко не всегда в позитивном ключе).