В любой момент мы что-то чувствуем. На всем уровне происходящего и накопленного опыта у нас есть большое количество вариантов поведения, из которого мы что-то выбираем. Например нам предлагают тарелку с яблоком, огурцом и котлетой. При этом картинка ощущений может быть например такая:
Соответственно, выбираем одно из вариантов решений, которое больше хотим.
Данная схема относится также и к нашим логическому мышлению: если мы считаем 2+2, то мы чувствуем ответ 4 (или какой-то другой ответ).
Здесь же обращвю внимание на две особенности.
Во-первых, мы не цифровые машины, и не можем точно сравнить два уровня сигнала (полагаю они ещё и постоянно колеблются). Поэтому если у нас есть два приблизительно равных уровня, то нам сложно выбрать какой из них правильный. Кроме того, если явных пиков нет, то мы вообще не знаем что делать.
Во-вторых, если мы имеем высокий сигнал, то мы перестаем замечать более низкие, для нас существует выбор только из более высоких.
Более высокие и более низкие
Мой опыт говорит о том, что любая новая для нас информация находится на более низких уровнях: это новые знания (не отработанные навыки), новые идеи (непридуманные и только-только зарождающиеся), … Нам очень сложно чувствовать новую и незнакомую информацию и использовать недавно приобретенный опыт.
Соответственно, если опыт для нас весьма знаком и мы им часто пользуемся, то в случае его ситуации он будет пульсировать по полной.
Высокая эмоциональная ситуация
Если эмоции высоки (уровни каких-то сигналов), то мы не замечаем более низкие. Наш детектор уровней переходит на более высокие диапазоны и точность ощущений для низких уровней снижается. Где-то так:
Здесь мы однозначно можем определить самый высокий, но выбрать из 2,3, и 5 какой лучше-хуже не можем.
А если мы попадаем в эмоциональную ситуацию, то картинка зачастую превращается в такую:
Где все низкие уровни относительно резко уходят вниз и потому мы даже не можем использовать их. Этот пример относится к классической ситуации «Сражайся или беги» — до момента выбора два высоких варианта, после выбора только один.
Другой пример. Мы всю школу учили английский, и тут попадаем в англоязычную среду. Ситуация неожиданная, плюс мы привыкли говорить на родном. Для типичных случаев у нас готовые русские шаблоны, и их эмоциональная сила зашкаливает слабые позывы ненаработанных навыков.
Что можно сделать?
Если хотим развивать низкие уровни (находить новые идеи, воспользоваться слабым (неразработанным) знанием), то очевидно — нужно уменьшать высокие уровни (и повышать низкие, но это уже потом, через опыт). Снижать эмоциональный эффект от внешних факторов (например при посторонних звуках сложнее думать), уходить от раздражителей (тоже всем известно и очевидно), но и превращать сильные уровни в более низкие — например делать раздражающий фактор более привычным. Это может не решит всех проблем, но предоставит более большой выбор и, возможно, более сильные варианты решения.