понедельник, 6 февраля 2012 г.

Способы поспособствовать научно-техническому прогрессу

Где-то лет 10 лет назад простому человеку достаточно сложно было при желании поспособствовать научно-техническому прогрессу. Сейчас же, с развитием телекоммуникаций, доступа к образованию и ресурсам, это сделать становится намного проще. Кроме того, многие организации сами создают проекты для любителей. В последнее же время количество обращений к обычным смертным, инициатива с обоих сторон и количество результатов заметно возросли.

Способов таких много. Каждый из них требует разных способностей, времени, по-своему интересен. Здесь будет идти речь о них.

Распределённые вычисления

Самый простой способ. Если есть компьютер, который регулярно подключается к интернету, и его вычислительные мощности не используются (чаще всего так и есть), то можно подключится к одному или нескольким проектам. Сервер выдаст вам кусочек большого вычислительного задания, компьютер его со временем решит и отправит обратно. В результате будет решена часть большой научной проблемы. А много таких пользователей позволят сделать это быстрее.

Самыми известными являются проекты платформы BOINC, где можно найти задачи на практически любой вкус и цвет — биология (а значит и медицина), математика (а значит и многое другое), астрономия, физика, …

Есть и другие проекты. Но их уже надо искать. Например достаточно давно существующий проект GIMPS по поиску простых чисел Марсенна. Или например Folding@Home — российский проект по изучению сворачиванию белков.

Радиолюбительская помощь в поиске

Аэрокосмические агентства в случае проблем иногда обращаются к мировому сообществу радиолюбителей в помощи. Например в январе 2011 года NASA потеряла спутник. Далее обратилась за помощью к радиолюбителям. И именно они первыми поймали голос радиомаяка.

Во время проблем с Фобосом были подобные обращения.

Научно-технические конкурсы

Конкурсы проводятся различными организациями и имеют различные цели. Примеры:

Астрономический конкурс для программистов
Если вы увлекаетесь компьютерами, а точнее – программированием и обработкой изображений, то вас может заинтересовать объявленный международной группой ученых конкурс GREAT10 (GRavitational lEnsing Accuracy Testing), основной целью которого является создание алгоритма, способного помочь в поисках темной материи во вселенной.
Конкурс на технические идеи
К таким вещам отношусь осторожно, так как они имеют коммерческую основу. Но, как один из вариантов. Но есть и просто приемники идей.
Научная олимпиада от Google
Google каждый год предлагает школьникам и студентам из любого уголка планеты задать актуальные вопросы об окружающем мире и ответить на них посредством научных экспериментов. Проект поддерживают Европейская организация по ядерным исследованиям ЦЕРН, компания LEGO Group, журналы National Geographic и Scientific American.

Обращение к открытым массивам научных данных

В свободном доступе находятся большое количество научных данных, собранных например космическими аппаратами. В связи с этим пользователь интернета может получить эти данные, и, в зависимости от уровня подготовки и способностей, провести самостоятельное исследование. Примеры.

  • Galaxy Zoo — интернет проект по классификации различных типов галактик. И там же список результатов, сделанных энтузиастами в проекте.

  • Идентификация таинственных старинных научных устройств. Целью этой программы является идентификация ряда старинных научных приборов и устройств, которые до настоящего времени хранились на складах NIST. Люди, согласившиеся принять участие в программе, могут просмотреть онлайн архивы цифровых изображений приборов и отослать в NIST электронную почту с любыми предположениями и любой информацией о том или ином таинственном устройстве.

  • Поиск околоземных астероидов - пример результата.

  • Социальная сеть с использованием телескопов. Предоставляет открытый доступ к данным и управлению семнадцатью автоматическими исследовательскими телескопами, разбросанными по всему миру. Проект позволяет пользователям сети находить и получать интересующие их данные и фактически направлять телескопы-роботы на интересующий участок ночного неба.

  • Поиск экзопланет из своего дома.

  • Исследование, которое может повторить любой пользователь Интернета.

  • Охотники за планетами: первые два планетных кандидата, выделенных непрофессионалами по данным архива Кеплера. В рамках проекта Zooniverse работает проект Planet hunters. Он предназначен для анализа данных по экзопланетным кандидатам силами любителей. В статье рассказывается о первых двух кандидатах в экзопланеты, выделенных непрофессионалами, а затем, после более детального анализа и дополнительных наблюдений, подтвержденных уже профессиональными астрономами.

  • Поиск следов инопланетян на Луне.

Прямая помощь исследователям и разработчикам

Есть люди и организации, которые уже ведут свои проекты. И будут рады помощи.

Перенаправление усилий в научное русло

Была создана компьютерная игра, которая организована таким образом, что игроки способствовали решению научных задач. Результат — онлайн-игрокам потребовалось три недели на решение задачи, над которой ученые бьются больше десятилетия.

И другой интересный шаг от DARPA. В двух словах: DARPA для верификации программного обеспечения пытается привлечь толпу (crowd-технологии), в частности, геймеров. И для этого разрабатываются простые и понятные обычным людям игры. Пару месяцев назад они собирали конференцию и пытались как-то объяснить суть процесса.

Науку могут двигать и школьники. Средних и младших классов. Как случайно, так и организованно закономерно.