воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Джона Лерер — Как мы принимаем решения

Прочитал книгу Джона Лерер «Как мы принимаем решения». Долго сначала искал в сети, и в конце концов заказал.

Читается быстро и интересно. Полна ярких и увлекательных примеров, которые прямо впечатываются в сознание. При этом описывает свойства человеческих мозга и психики как на интуитивно понятном, так и на логическом, научном и причинно-зависимом уровне. Думаю будет интересна любому читателю.

Прежде всего раскрывается интуитивная и логическая работы нашего мозга. То есть, каким образом люди действуют быстро в различных ситуациях, и почему они поступают именно так. Как работает логическая и рациональная составляющая, и когда она действительно работает. Соответственно, здесь можно не только с интересом обо всем этом почитать, но и сделать выводы о том, как это работает и применить.

А далее отдельные моменты и их описание.

Интуитивная и образная основа нашей психики

Человеческое сознание изначально оперирует понятиями и интуитивным аппаратом предсказания. Это его базовая основа, аппаратный уровень, native-машина. То мышление, которое мы называем логическим, рациональным, конкретным, математическим — не встроено в инстинктивную/биологическую основу. Это мышление было приобретено в результате социально-психической эволюции. То есть, есть факторы, которые влияют на это (что кто-то генетически лучше понимает логику/рационализм и пр.), но в любом случае это верхний слой над абстрактным мышлением. И у человека не может быть чисто рационального мышления, и нет жесткого разделения на мышление точное и гуманитарное.

Обучение на эмоциях и принятие решений

Существует с давних времен такое разделение мышления/сознания, как рационализм и эмпиризм (разум/чувства, Бэкон vs Декарт). И до сих пор существует значительное число мнений и людей, которые склоняются к одной из крайностей.

В философии это противоречие разрешил Кант своим трансцендентализмом. В кибернетике по-своему это разрешается, когда вводится две различные машины — прямая и обратная — одна из которых ставит задачи, а вторая решает.

В книге же разрешается данное противоречие на основе знаний нейробиологии по работе мозга, показывая это на примерах. Эмоции выполняют две важные задачи — по формировании обратной связи к рациональному мышлению. Во-первых, образуют обратную связь по обучению. Обучение более эффективно тогда, когда есть позитивная связь для положительных примеров и негативная связь для отрицательных. Это четко прослеживается исходя из биохимических процессов мозга, когда срабатывают сигналы вида «Это опасно, нельзя сюда!» или «Это хорошо, поэтому надо это запомнить!». Во-вторых, они позволяют более эффективно принимать решения. То есть, люди намного лучше (быстрее, точнее) чувствуют, какое решение более правильное. При этом в случае сильной обратной связи люди становятся более решительными.

Таким образом, лишенные эмоций люди медленнее обучаются и им сложнее принимать решения (они менее решительны). Люди, которые лишены рационализма, но при этом у них эмоции зашкаливают, — знают чего хотят, но не знают, как этого добиться.

Влияние на поведение и обучение степени развития мозга

На разных этапах жизни у человека по-разному развиты различные отделы мозга. В общем случае более эволюционно древние участки формируются раньше и раньше заканчивают свое развитие, более поздние формируются позже и полнофункциональны также позже (это может даже быть многоступенчатое развитие, и развитие до 30 лет — прим. меня.).

Поэтому на разных этапах (и у разных людей, и у разного окружения) степень развития тех или иных отделов головного мозга может быть разной, и, соответственно, может быть различным поведение и обучение. Например в случае более позднего развития префронтальной коры (самая эволюционно молодая часть мозга) мозг лучше обучается и формирует свое поведение в случае постоянного присутствия награды или неотвратимости наказания (далекая двойка на экзамене не имеет особого значения, а сразу появляющаяся конфета — это да!). В случае её успешного формирования и развития (к 25-30 годам, при тренировке рационального мышления) — человеку важнее ставить стратегическую цель, нежели кормить быстрыми пряниками и обучать мгновенными кнутами.

Дисциплина и оперативная память в решении проблемы

Для эффективной рациональной работы мозга необходимо отсутствие помех во время работы (когда человек полностью поглощен решением задачи). Наличие таких помех препятствует перебору возможных вариантов решения.

Второй важный фактор — наличие большей оперативной памяти. То есть, количество единиц информации, которой манипулирует человек при решении.

Эффект Плацебо

Многие знают об эффекте Плацебо в медицинской практике. Но данный эффект имеет более широкую область действия и основан на природе нашего мозга. Эффект заключается в том, что префронтальная кора коррелирует эмоции в соответствии с нашим ожиданием. На любом уровне. Например дорогие вещи кажутся более качественными. Хорошие отзывы автоматически меняют мнение, вне зависимости от обоснованности. Поэтому интуитивно товар надо оценивать до того, как увидели цену. Если увидели слово «скидка!», то это автоматический сигнал мозгу что надо непременно купить. И этот автоматизм должен быть учтен в решении.

Эффект включается во время работы с эмоциональной информацией при присутствии рационального объяснения. Например вкус продукта лучше оценивать ничего о нем не зная, а красоту картины — не обосновывая рационально свой выбор. Рациональное вмешательство изменяет результат согласно рациональным ожиданиям.

Плюрализм и уверенность мозга

Способность переходить в состояние уверенности — врожденная особенность нашего мозга. Уверенность представляет собой решение префронтальной коры (нашего сознания) о в каком-либо понятии. При этом происходит эффект подавления других областей и любых посторонних шумов.

Уверенность приятна. И она позволяет мозгу действовать однозначно, не работая во всех возможных направлениях. Но при этом такое свойство отсекает возможность рассмотрения проблемы с различных точек зрения, а также вызывает неприятие новых идей и возможных решений. Это особенно характерно для политических, религиозных и других формах необоснованной самоуверенности (сюда попадают фанаты футбольного клуба, сторонники какого-то конкретного экономического поведения рынка, и др., где область деятельности достаточно сложна, слабодоказательна и непредсказуема).

То есть, для однозначного действия нужно выбрать какое-либо решение, иначе сложно будет действовать. Для выбора решения нужен обратный процесс — перевод в состояние неуверенности, вызов внутреннего спора внутри мозга.


Примеры могут показаться оченьвидными. Но они описаны и применены к различным характерным ситуациям, и в данном контексте помогают думать о том, как мы думаем, и тем самым улучшать мышление, избегая когнитивных ошибок и оптимизируя сам процесс.

И, естественно, это далеко не все, что есть в книге.