воскресенье, 6 декабря 2009 г.

О саперах

Существует на свете такая известная игра — Сапер. Стала известной повсеместно благодаря системе Windows. Но для меня история сапера началась намного раньше.

Когда-то давно, когда компьютеры были большими, и назывались по-советскому, учились мы программированию на ЕС-ках, клонах Speccy, Немигах, Поисках, БК-шках и других ныне вымерших зверях. Когда-то тогда, где-то в году так 92-м, когда Win 95 ещё не было, познакомились мы с сапером. Причем он был собственного производства. Кто-то узнал правила, или увидел где-то реализацию, и собрал на занятиях сам.

Немногим позже у меня и моих друзей был период расцвета кодинга на Speccy. Это была домашняя машина, не ограниченная кружком по программированию, со своими особенностями — медленным бейсиком, магнитофонной лентой, 48 K памяти, мощным ассемблером … Делали мы на нем многое, но одним из больших творений стал Сапер, запущенный в разработку как два независимых проекта. Мой проект благополучно завершился в 95-м, когда была собрана игрушка, в которую можно было играть одному и вдвоем, мог играть сам компьютер и 'думать' разгадывая поле, игра с фоновой музыкой, спецэффектами, отдельной серией уровней с жизнями и конечным итогом в виде победы. Конечная защита от взлома только была поставлена в 97-м, так, между делом. Но в любом случае в 95-м уже был законченный полноценный продукт.

Любопытным побочным эффектом явилось написание небольшого пособия по саперному делу для начинающих. В нем были описаны принципы соответствия 1 к 1, лемма 12 и теоремы 121 и 1221, принцип прохода по коридору в 3, отталкивания от стенок, разности множеств и принцип Дирихле (вроде ничего не забыл…). И в конце прилагался сборник задач для решения. И все это получилось из-за того, что при отладке на поле 16х16 я начал ставить по 30-40 мин, и с таким раскладом приходилось совсем туго. В результате приходилось думать и находить теоретический предел числа мин для нормальной игры.

Игра так нигде и не была опубликована и за почти 15 лет её видело три человека (включая меня). Сейчас же нужно только аккуратно перевести кассету в «.TZX» или «.TAP» и разослать на весь инет. Процесс уже запущен.

Но на этом история о саперах не закончилась. Недавно случайно узнал, что на ресурсе IGDC проходил геймдев-конкурс на тему «напишите оригинального сапера за 10 дней». Ностальгия взяла свое, и за двое убитых week-end'ов и несколько вечеров появился ещё один Сапер. Конечно, все создавалась не на пустом месте, а на проработанной базе 15-ти летней давности. Но все же. А в полку саперов прибыло на 10 штук, разных и по-своему оригинальных. На радость фанатам (;

Собранная для конкурса реализация не планирует остаться на одном месте. Так что следите за новостями (;

Комментариев нет: