среда, 9 апреля 2014 г.

Смерть начальникам!

В настоящее время для организации больших компаний в массовом сознании имеется одна форма — пирамида с жесткой иерархией. У любого рядового сотрудника имеется начальник, над которым имеется ещё кто-то и так далее, до CEO, президента, премьер-министра с советом или чего-то ещё.

В последние несколько месяцев при общении с несколькими людьми управленческой должности столкнулся с тем, что о альтернативной пирамиде организации либо ничего не знают, либо всячески отрицают (например «любая организация при увеличении своего размера должна превращаться в пирамиду, так как невозможно управлять, хаос, не стимула развитию и тому подобное»). И слышится треск разрыва шаблона, особенно когда в дело идут факты.

Альтернативной пирамиде организацией является flat (плоская) структура, в которой нет никаких иерархий и любого подчинения. Сообщения о ней начал регулярно наблюдать в англоязычном сегменте Интернета где-то пару лет назад, и только сейчас обнаружил сообщение на русском (хотя оно вроде было давно), но оно дало толчок этому посту.

Flat-флагманами с данной организацией являются Valve , Atlassian и Github. Сложно спорить с компаниями в сотни человек, выпустившими на рынок такие продукты как Half-Life, Steam, Counter-Strike, JIRA, Confluence и GitHub, имеющими в наличии сотни сотрудников и существующих на рынке почти 20 лет.

Иерархии хорошо для повторящихся и четко известных действий, например в армии или на производстве, где редко что изменяется. Но если требуется постоянная перестройка, то необходимо подхватывать новшества и непрерывно совершенствоваться, то в таких случаях может оказаться более эффективной другой тип организации, например flat (хотя даже для армии начинается некоторый уход от жесткости пирамиды).

Для движения в эту сторону в ряде компаний сотрудникам позволяется выделать какой-то процент своего времени на свои проекты (например в Google это 20%). Но как другой пример это Valve, где этот показатель составляет 100%, и такая организация для привычных иерархий может видится контринтуитивной. Здесь никто не может заставить работать над каким-то проектом — вы сами себе задаете вопросы над чем хотите работать и приступаете — присоединяетесь к какому-либо проекту или стартуете свой. При этом постоянно имеются сильные проекты, в которые требуются новые люди, и поиск новых людей внутри компании всегда ведется — в случае отсутствия сильных людей или недостатка ресурсов работать всегда есть над чем.

Ощущение того, как работают такие компании и почему они организованы именно так, хорошо передается в руководстве для новичков Valve. Здесь менеджеры полностью отсутствуют как класс. Имеются лиды (lead) проектов, как ответственные за целостность проекта, но это не люди с ролью руководителя.

Интересно, но Valve не боится и не питает отвращения к организационным структурам. Но при этом она считает, что если структуры существуют слишком долго, то они начинают работать на их сохранение, а не на полезность дела. Поэтому в компании идет постоянная реорганизация.

Valve очень долгое время была flat, и её организация такова практически с самого начала. Однако сейчас имеются фирмы, которые провели процесс конвертации из пирамиды в flat. Например компания Treehouse (60 сотрудников) летом 2013-го года превратилась в flat, и есть описание причин и подробностей этого процесса, как в конечном счете компания начала работать.

Следующий пример — компания Crisp, 35 человек, и описание того, как осуществляются решения в их flat-структуре.

И ещё одно сообщение о впечатлении после года работы в Github.