пятница, 5 сентября 2014 г.

Математики и программисты по Дейкстре

Уже длительное время наблюдал разность между математиками и программистами. Это проявляется как противопоставление самих их представителей («программисты — это всего лишь дискретные математики«, а вот ответку вспомнить пока не получается), в изобретении существующих математических велосипедов программистами, а также незнании ряда базовых или почти базовых вещей за соседним забором. И что относительно меня, то успел побывать существенное время в обеих лагерях.

Сейчас, читая Дейкстру (Programming as a discipline of mathematical nature), обнаружил интересное описание этой разности:

  1. In the standard mathematical curriculum the student becomes familiar (sometimes even very familiar!) with a standard collection of mathematical concepts, he is less trained in introducing new concepts himself.
  2. In the standard mathematical curriculum the student becomes familiar (sometimes even very familiar!) with a standard set of notational techniques, he is less trained in inventing his own notation when the need arises.
  3. In the standard mathematical curriculum the student often only sees problems so "small" that they are dealt with a single semantic level. As a result many students see mathematics rather as the art of organizing their symbols on their piece of paper than as the art of organizing their thoughts.

Не в моем переводе (не с первой попытки нашел на русском):

  1. В стандартном математическом курсе студент хорошо знает (иногда даже очень хорошо знает!) стандартный набор математических концепций, но меньше обучен изобретать собственные концепции.
  2. В стандартном математическом курсе студент хорошо знает (иногда даже очень хорошо знает!) стандартный комплектом нотаций, но он практически не умеет изобрести собственную нотацию, когда в ней возникает необходимость.
  3. В стандартном математическом курсе студент часто видит проблему настолько "маленькой", что он имеет дело с только одним семантическим уровнем. В результате многие студенты видят в математике скорее искусство организации символов на листе бумаги, чем искусство организации своих мыслей.

Написано это все в мае 1973 года, и сейчас, с возрастанием сложности систем и с более активной типизацией на прикладной стороне, эта разность стала ещё более явной.