четверг, 27 августа 2009 г.

Парадокс МЖ

Когда-то давно мне пришел в голову нижеследующий парадокс. Совсем недавно (пару мес назад) я его вспомнил и думал, что нашел разрешение. Но оказывается что не все так просто — только попытка поставить эксперимент и получить реальную модель обернула все наобормот и привела к совершенно другим выводам. Но обо всем по порядку.

Парадокс чисто интуитивный. Имеем мужчин (М) и женщин (Ж). Известно, что М рождается больше, чем Ж (если мне не изменяет память, 115 к 100). Если не происходит войн и пр. факторов убивания М до детородного возраста, то как получается (или можно получить) так, что Ж хватает всем М и ещё остается? (т.к. по статистике на 10 девчёнок 9 ребят).


Мое разрешение было простое и сходу может и непонятное. Заключается оно в том, что М должны быть старше своих Ж (и соответственно Ж младше своих М). Т.е. в результате Ж рожала в меньшем возрасте, чем М, и оборот женского пола шел быстрее.

В таком убеждении я был пару месяцев, и на днях попробовал смоделить пример. И на нем получилось обратное:

В скобках возраст, первое число - год; М в брак вступает в 40 лет, Ж в 20:

  • 0: М(0), Ж(0), М(20)
  • 20: М(20), Ж(20), М(40), М(0), Ж(0); пара
  • 40: М(20), Ж(40), М(60), Ж(20), М(40)

на 40-м ситуация повторяется с шагом 20 лет.

Т.е. для ситуации 9/10 при пропорции 50/50 кто-то обязательно должен оставаться за бортом. Или естественной смертью, или просто по возрасту.

Ещё ситуация 10/9 может быть выполнена с соблюдением условий задачи и решением по возрасту в случае, когда население постоянно растет.

Если М старше Ж в паре, то у М больший риск не дожить до возраста вступления в брак.

К этому всему можно приплюсовать плановый процент потерь живой силы на учениях, составляющий 2% (с) SD

И когда-то давно мне объясняли на уроках географии, что число М и Ж уравниваются к 16 лет. Потому что М более любознательные/рискованные/..., потому не доживают до детородного возраста.

Интересными получились результат и порядок развития событий. С разными отношениями в системах, подобных М-Ж встречался, и сейчас оказался сюрприз (;

1 комментарий:

1 комментирует...

И мне такой Же травы, пожалуйста :-)