понедельник, 30 июля 2012 г.

Вспомнить всё

За последний год несколько раз попадал в по-своему особенную ситуацию, связанную с воспоминанием чего-то. Представим, что вы когда-то давно знали что-то, и впоследствии, основательно забыли. И, в какой-то момент времени, эти знания возвращаются…

Ниже — три такие, каждая по-своему особенная, ситуации.

Возвращение в ZX

Где-то месяц назад в процессе финализации Сапера пришлось немного повозиться со Speccy. Нужно было восстановить загрузчик, чуть покодить на Бейсике, немного въехать в содержимое асм-кода, исправить собственный загрузчик с ленты на асме.

Этим всем в последнее время занимался 15 лет назад. И ощущения особенные. Как будто попадаешь в знакомое окружение, которое постепенно обрастает деталями, все больше и больше. Сначала все знакомо, но ничего не понятно. И постепенно состояние такое, что как-бы учишься, но при этом знания по каким-то непонятным малым признакам появляются и с легкостью конкретизируются, обрастают подробностями и обретают силу…

Вспомнить анекдот

Как-то мы общаемся в дружеской компании. В какой-то момент по какой-то наводке я начинаю вспоминать анекдот, который в последний раз помнил лет 15 назад. Ситуация такова, что я помню только первые пару строчек, но совсем не помню что было дальше. Мне интересно, что за такой анекдот я знал, и начинаю усиленно его вспоминать. Ощущения такие, что как будто сам себе рассказываешь историю, извлекая по шагам повествование.

По рассказам очевидцев, все было так, что я долго сижу с серьезным видом, и потом меня пробивает смехом с того ни с сего, буквально до слез — это я вспомнил концовку.

Мастерство незабываемо

Как-то мы отдыхаем на пикнике возле реки. Лето, шашлыки, игры и все такое. И тут народ чего-то начинает вспоминать приемы то ли дзюдо, то ли борьбы, … в смысле, обмениваться опытом. Бросают друг друга на траву в сторонке.

Мы общаемся рядом, чего-то обсуждая. И тут меня вовлекают в это занятие в качестве снаряда для чего-то там. У меня за плечами 6 лет айкидо, но 5 лет я не занимался и содержимое сознательной памяти в этой области близко к нулю. В какой-то момент времени меня просят что-то там сделать, я делаю, но интуитивно и все происходит быстро — оппонент кувырком летит на землю. Мое внутреннее ощущение на этот момент: «Это я сделал?? Это я ТАКОЕ умею??» Только через некоторое время понимаю, что это был коши-наге, сделанный на автомате.

Сейчас приходится жить с ощущением, что из себя может неожиданно вылезти любое знание или умение, о котором даже не подозреваешь…

Теперь наверное, я хорошо понимаю Колмогорова в этом отношении:

В 1975 году Профессор, в ту пору второкурсник, ходил на мехмат слушать лекции Андрея Николаевича Колмогорова по теорверу. Не понимал он (в смысле, будущий Профессор) ни хрена, но что-то все же осталось. Как-то раз мэтр написал на доске диффузионные уравнения, прямое и обратное, и сказал: "Эти уравнения были выведены около 1930 года … кажется, мной".