среда, 31 июля 2013 г.

ПМО ИУС — Rapid Application Development

Включение изучения среды RAD было обусловлено рядом причин: другой (GUI) интерфейс, второй тип проекта в курсе (не только консоль, т.е. два проекта используют одну библиотеку для понимания подключения разрабатываемых библиотек), мультяшность (эмоциональность другой среды, т.к. изначально консоль это тривиально и скучно), другая парадигма в построении приложения (консоль это одна стартовая нить, здесь же одна нить, которая выполняется на разных методах в случае наступления событий). Кроме того, среда RAD ранее в Delphi и сейчас в Builder'e имеет низкий порог вхождения, что позволяет её внедрять в массы.

В рамках данной темы две работы — одна на базовый интерфейс и компоненты VCL вообще, а вторая на понимание событий в RAD (чтобы можно было делать динамичное, например захватывать мышой и тягать объект по экрану).

RAD также хотелось запускать как можно раньше, сразу же после завершения тем ООП. Это обсуловлено было тем, что во-первых, эта тема эмоциональная и контрастная, во-вторых, существенно разбавляет консоль и в-третьих, делает переключение на второй проект (не консольный, а GUI-шный, который в дальнейшем развивается). Кроме того, после прохождения RAD тема по исключениям делается немногим более насыщенной, так как подхватываются не только пользовательские и стандартные исключения, но и исключения VCL.

Результат выполнения работы получался зачастую веселым и занимательным. В зависимости от задания требовалось изобразить графически в помощью методов Canvas (рисование простейших элементов — линии, эллипсы, прямоугольники, …) состояния разрабатываемого объекта класса,и далее этот объект становится в следующей работе динамическим. Это были и обезьяны, ползающие по пальмам за орехами, и змей горыныч в пару десятков голов с глазами следящими за мышкой, и спутник взлетающий на орбиту по параболе и др..

Удержание фокуса

Использование классов библиотек как есть, без изменений.

Продвинутые студенты использовали полиморфизм, работая через указатели. Т.е. объект в зависимости от типа подстановки вел себя различным образом.

Выделение отдельных функций для рисования-стирания объекта.

Подробности

Слайды.

RAD представляет собой комплекс инструментов, обеспечивающих быструю разработку приложений. Каждый из инструментов требует отдельного описания и комментирования что это дает.

Свойства, методы и события показываются на сборке приложения на пальцах. Свойство — практически то же самое, что и поле, но в RAD к нему добавлено ряд особенностей, например реакция на изменения состояния. Метод — то же самое что и метод функции. Событие — ассоциация метода и некоторого условия, при наступлении которого вызывается метод (нажатие кнопки, периодическое событие от таймера, внешний вызов, изменения состояния свойства и т.д..).

Разбор по классификации компонентов VCL (стандартные, оригинальные, графические и невидимые). Пострение иерархии классов VCL — на каждом уровне иерархии появляются новые свойства. Сначала это просто объекты, которые имеют имя как идентификатор и зарегистрированы в системе, а далее на них навешиваются комплексы различных методов и свойств зависимости от подгруппы, в которой классы реализуются). Простым спискам не обязательно быть отдельными компонентами, а менюшки можно объединить под одной крышей, только вызывать и отображать по-разному. Активные компоненты требуют дополнтельных ресурсов, поэтому эта группа функций лежит отдельно и подключается только для тех, кто может принимать фокус или реагировать на щелчки. …

Состав проекта важен для понимания — временные файлы и как они строятся и их не нужно ставить под контроль, файлы формы, которые нужно ставить под контроль.

Базовые классы — AnsiString он же String, свой внутренний велосипед стрингов внутри VCL и на нем построены все стринги, которые используются в VCL.

Различные типы свойств — простые типы, выбор из нескольких, множества, сложные со своими редакторами, массивы свойств, вложенные свойства. Их всех можно найти в Object Inspector'e.

Разбор типичных свойств и методов. Из-за иерархии свойства и методы таковы, что встречаются много где как одинаковые, и при этом ведут себя также приблизительно одинаково, что облегчает понимание библиотеки.

Примеры базовых методов Canvas для рисования элементов на нем. Есть несколько компонентов, которые имеют Canvas, и рисовать можно на каждом из них, делая это практически одинаковым образом.

Представление цвета в Canvas. RGB. Canvas как большой двумерный массив пикселов.

Пользовательские диалоги, призванные облегчить взаимодействие с пользователем. Типичные диалоги уже разработаны и ими можно пользоваться (получить от пользователя согласие на действие, передать пользователю сообещение, выбрать файл для записи на диск и др..). Диалоги есть в виде функций (вызвал, словил ответ и забыл), а есть и компоненты (взял компонент, настроил, использовал, перенастроил, ещё раз и т.д.).

По-хорошему лучше обойтись почти совсем без слайдов и объяснять на пальцах под проектором. В том числе как хватать и перетягивать мышой, а также события, менюшки, иерархии, свойства, интерфейс IDE по окнам и т.п..