четверг, 19 сентября 2013 г.

Способы предоставления информации

В публикациях и изложении материала имеется ряд проблем, которые хотелось бы избежать или решать. Например это точность изложения материала и его неискажаемость для научных статей, привлекательность рекламных заголовков, интересность и захватываемость художественной литературы, запоминаемость материала для обучения.

Для достижения своих целей в изложении и решения описанных проблем можно использовать разные способы подачи информации.

Мне известны три различных способа, каждый из которых имеет свои особенности и подходит для отдельных целей. Здесь их изложение.

Сократовский метод

Этот метод сейчас называю именно так, хотя для него может быть другое философское или более научное определение.

Данный метод является классической схемой для предоставления человечеству полезных вещей (например описание решения проблемы X или научная статья), а также выполнения различных интеллектуальных работ/трудов.

Если провести описываемый вопрос через классический сократовский диалог, проведя одну итерацию, то это можно представить как:

Проблема → Способ её решения → Решение порождает новые проблемы.

Т.е. в данном ключе когда человек что-то описывает, то он предлагает миру какое-то решение проблемы. В связи с этим нужно сначала конкретно описать, что же решает предлагаемый способ.

Следующий шаг — описание решения. Т.е. мы описали что мы хотим решить, и только потом пишем, каким образом.

Так как решение проблем выявляет новые проблемы, то после решения нужно сказать, чего же не получилось достичь, какие есть пробелы, что хочется сделать в будущем, выводы и т.д..

Таким образом, применение метода — последовательное выполнение ряда шагов (некоторые из которых могут отсутствовать):

  1. Проблема.
    1. Актуальность проблемы (зачем её надо решать?)
    2. Описание проблемы (в чем суть).
    3. Примеры.
  2. Решение проблемы — что предлагается/суть сообщения.
    1. Описание способа решения (она же теория).
    2. Примеры (они же практика).
    3. Особенности.
  3. Выводы.
    1. Значимые результаты.
    2. Какие были/остались проблемы.
    3. Что будет в будущем.

Но не только научные статьи пишутся в таком стиле. Теперь третье приближение к сократовскому методу — цитата о применении метода из книги И.Адизеса «Идеальный руководитель»:

В книге 14 глав. Каждая из них начинается с формулировки проблемы и постановки вопроса, на который призвана ответить данная глава. Из каждого ответа логически вытекает новый вопрос или проблема, которые рассматриваются в следующей главе.

Я сознательно выбрал именно такой способ организации материала, применив сократовский метод, поскольку он иллюстрирует и отражает течение жизни — в том числе жизни организации. Изменения порождают проблемы, проблемы требуют решения, а реализованные решения порождают новые проблемы. Такой ход событий подобен человеческой жизни, за исключением того, что в отличие от нее описанный процесс может длиться бесконечно. Предложенный подход позволяет организации продолжать развиваться и адаптироваться к изменениям до бесконечности.

Inverted Pyramid

В переводе — перевернутая пирамида. Если взять смысл за ширину пирамиды, и идти сверху вниз, то получается, что принцип заключается в том, чтобы самое важное показывать в начале, а менее важное — позже.

Данный способ появился во время Гражданской Войны (Civil War, полагаю что в США). Все репортеры хотели передать с линии фронта домой свои истории с помощью телеграфа, но особенность в том, что они могли бы погибнуть в любой момент, или телекоммуникационные линии могли бы быть оборваны. Поэтому никто никогда не знал, сколько времени отведено на передачу, и необходимо было передавать самую важную информацию в начале, а менее важное — в последующем.

Журналисты часто используют такой прием в случае, когда нужно быстро что-то написать. Собирается группа абзацев (каждый из них самостоятельная мысль), потом сортируется по важности по убыванию. Таким образом такая постановка задачи позволяет быстро собрать статью, захватить внимание читателя и передать таким образом максимум информации.

Таким образом, основная цель способа — захватить внимание читающего.

Burying the Lead

Lead — основной смысл сообщения. Burying — «закапывание». Т.е., целью является «закопать смысл сообщения». В данном контексте это может означать два основных замысла. Первый — смысл раскрывается в самом конце, второй — смысл закопан внутри и читателю предстоит его найти.

Основным ореолом обитания данного метода являются детективы, истории, анекдоты, пьесы и тому подобное. Читатель чаще всего заинтересован в поиске смысла и к этому подготовлен. Цель — неожиданная развязка или заставить о чем-то задуматься.

Комбинированные схемы

Совсем необязательно при написании использовать только одну из трех схем — их можно вполне успешно комбинировать.

Хорошим вариантом является написание некоторого заголовка или аннотации (lead), в котором содержится основной смысл статьи (core idea), раскрывающая суть, либо захватывающая внимание. А после lead'a можно использовать одну из других схем (сократовский метод для научных и технических статей, или burying the lead для публицистики).

Для иллюстрации этой схемы цитата Don Wycliff'a, победителя конкурса Editorial Writing (1996):

“I’ve always been a believer that if I've got two hours in which to do something, the best investment I can make is to spend the first hour and 45 minutes of it getting a good lead, because after that everything will come easily.”

Я всегда считал, что если у вас есть два часа на то, чтобы что-то сделать [написать], то лучшее, что я могу сделать, это потратить первый час и 45 минут на создание хорошего лида (lead), потому что после этого все остальное идет легко.