вторник, 5 ноября 2013 г.

Идея, её реализация и распространение

Меня поpажают люди наyки. Они за всю жизнь пpидyмывают 1 идею, а потом боятся ее сказать хоть ближайшим дpyзьям, боясь что ее yкpадyт. Идyт годы, и идея так и yстаpевает, не бyдyчи опyбликованной. Люди искyсства и бизнеса подают новые идеи сотнями, и совеpшенно спокойно относятся к томy, что какие-то из них бyдyт pеализованы на стоpоне.

Полугуманитарный преподаватель

Цитата из Капеллана Дьявола (с.269):

Однажды мы с Биллом разговаривали о термитах на отделении зоологии в перерыве на кофе. Нас особенно занимало, что за эволюционное давление привело термитов к их необычайной социальности, и Гамильтон стал хвалить «теорию Стивена Бартца». «Но, Билл, — возразил я, — это же не теория Бартца. Это твоя теория. Ты опубликовал её на семь лет раньше». Он помрачнел и стал это отрицать. Тогда я сбегал в библиотеку, нашел нужный том журнала «Ежегодный обзор экологии и систематики» и сунул ему под нос запрятанный в его собственной статье параграф. Он прочитал, а затем неподражаемым голосом ослика Иа-Иа признал, что, судя по всему, это и вправду его теория, «но Бартц изложил её лучше» (это правда, и я рассказываю эту историю вовсе не затем, чтобы принизить вклад Стивена Бартца. Билл Гамильтон знал, причем лучше многих, что набросать идею на обороте конверта, — это не то же самое, что разработать на её основе исчерпывающую модель). Напоследок замечу, что среди тех, кого Бартц поблагодарил в своей статье «за полезные советы и критику», был не кто иной, как У.Д.Гамильтон!

На мой взгляд, в этой цитате хорошо показаны две особенные вещи.

Два разных отношения

Представьте, что вы разрабатываете что-то новое, например новая идея/изобретение, или новый продукт как разработка, или пропагандируете новый принцип. И тут выясняется, что кто-то только что сделал то же самое, но от своего имени. Возможно даже лучше. Какие чувства вы испытываете? Радуетесь ли вы или наоборот, чувствуете, что у вас что-то отобрали?

В данном ключе может быть два отношения, противоположных и взаимоисключающих друг друга:

  1. Когда хочется никому не отдать и прибить гвоздями свое авторство не только, но и над всем, что из этой идеи следует; а также получить за придуманное плюшки. Надо заставить всех подписать копирайты на себя, доказать свое первенство и прописать его во все педии.
  2. Попытаться распространить идею безвозмездно и как можно шире, особо не задумываясь о личном. Если кто-то работает в том же направлении, то поспособствовать изменению мира. Хотят пользоваться? Пусть пользуются, не жалко.

По моему мнению, для данных двух отношений характерно следующее.

Бизнес и личные интересы склоняются больше к первому, наука и гуманизм за все человечество — к второму.

Чем человек становится старше, тем он больше переходит от первого ко второму (эвристическое наблюдение).

Патенты и авторское право — средства для первых, научные публикации и книги — средства для вторых. Первые нагло тырят идеи у вторых, а свои не отдают.

Проработанная модель лучше идеи

Время от времени от имени психологии первых (назовем их эгоистами) слышу такую по смыслу фразу: «Я накидал им идею, и они сделали» с таким подтекстом, что как будто «без моей идеи они вообще никто». Есть ещё другой вариант: «штуку X я придумал и написал ещё в детстве, на коленке, за полчаса; а они её год делали и то еле работает» с подтекстом «это такая мелочь, которую нечего придумывать, я гений и это маленькая частичка моих идей; а эти писатели и внедрятели занимались этим столько времени».

Есть очень две большие разницы между идеей и её реализацией. Кроме того, есть ещё большая разница между реализацией идеи и её продажей (доведением до реального потребителя).

С точки зрения маркетинга и пищевой пирамиды кратко иллюстрирует это следующее выражение: «Тот кто придумывает, получает 1, кто реализовывает 10, кто продает — 100.»

С точки зрения «изменить мир», может быть не так сложно найти идею. Но намного сложнее её реализовать на практике. И ещё на порядок сложнее довести её до потребителя, чтобы ей пользовались многие.

К сожалению, далеко не все чувствуют разницу между проработанной моделью и идеей, а также разницу между моделью и повсеместным её использованием.

В завершение, интересный подход в плане распространения своих идей из той же книги и от того же автора, заключающийся в том, чтобы забросить в чужое сознание идею так, чтобы другой человек считал её своей и сам её проработал и продвинул:

Что интересно, У.Д. Гамильтон (тот, о ком была первая цитата) свою теорию соотношения полов у медоносных пчел точно так же опубликовал не в специальной заметке в журнале «Nature», как сделал бы любой ученый с нормальной степенью амбициозности, а спрятал в рецензии на чужую книгу. Кстати, у этой рецензии был безошибочно узнаваемый гамильтоновский заголовок: «Азартные игроки со времен зарождения жизни: усоногие, тли, вязы».