вторник, 6 августа 2013 г.

Выученная беспомощность

Встретил на днях в сети такое понятие, как выученная беспомощность. Много думал (;

По мне так оказались интересными несколько приближений, два из которых оченьвидны для меня на практике.

Пропадание желания ломиться даже в открытые двери

В общем случае очевидно, что если несколько раз человек пытается что-то сделать, и это у него не получается, то он потом это делать перестанет, то есть желание делать пропадет. Но в данном ключе получается все намного жестче. Во-первых, эта штука работает как мощный подсознательный механизм (т.е. даже те, которые говорят что не так, все равно находятся под воздействием), а во-вторых, попытки исчезают даже в случае большой вероятности успеха.

Так, это явление много раз наблюдал на студентах, но при этом называл по-другому. Например если человек пытается сдать л.р. несколько раз, то на какой-то из разов у него полностью пропадает желание двигаться дальше. Многое зависит от разных факторов, но в среднем где-то последняя попытка на уровне 3-4-й. Если правила сдачи строги, а попытки заканчиваются, то происходит нечто, из-за чего желание что-то делать напрочь пропадает, даже если до конца дойти остался один шаг. И пропадает практически до конца курса. В связи с этим через пару-тройку лет у меня на каждую из работ выработался индивидуальный подход — если чувствуется, что попытки исчерпываются, то работа пропускается как есть, даже если большие пробелы и огрехи. Но явно об этом нигде не говорится — чтобы оставалось ощущение, что все честно.

Аналогичное явление в рабочем процессе. Появилась идея X — пробуем предложить/обсудить/внедрить с коллегами A, B, C. Если при разных X'ах какой-то из A, B, C не имеет смысла или не пробиваем, то желание ещё раз пропадает, при чем вне зависимости от того, кривые идеи или правильные, работающие или перспективные — по факту подсознательно все срабатывает, так в конце концов выливается в подпольные проекты, решение проблемы в обход A/B/C, уход от митингов с A/B/C и др.. "Осадок остался" (с), но при этом где-то глубоко.

Контроль всего (вторая часть в вики)

Походу получается так, что возможность контролировать хоть что-то существенно влияет на счастье, здоровье и как следствие производительность и все остальное. И судя по всему, это необязательно должно быть связано напрямую с задачей — выбор цветов в комнате вроде как не связан с проектом, но оказывается, что влияет, как и любое другое право принимать решения. Забираем право принимать решения — и получаем то, что получаем.