четверг, 6 января 2011 г.

23andMe — Анализ Генома — Как это было

Есть такая компания 23andMe, занимающаяся расшифровкой геномов пользователей и предоставлением на её основании различного вида услуг. Основной фичей сейчас считается анализ генома на предрасположенность человека к различным заболеваниям или информация о пониженном риске. Но попутно можно узнать свой геном в виде ACGT, внезапное обнаружение далеких и близких родственников и все остальное, что может быть связано с ДНК.

Ещё в октябре прошлого года услуги для одного пользователя стоили 500 $, но с конца ноября и до 25 декабря были объявлены скидки, и сама услуга (без транспортных расходов и расходов на саппорт в течение года) имела цену в 100 $. Сейчас скидки уже закончились и стоимость поднялась до 200 $.

Я успел воспользоваться скидковым сезоном и заказал на себя (сейчас ответный контейнер находится в пути обратно в Калифорнию). В данном посте хочу рассказать, как и на какие грабли удалось наступить, а в следующем — собрать мануал для потенциальный белорусских пользователей.

Система такова, что после заказа услуги фирма высылает по указанному адресу пластиковый контейнер с различными бумагами. Пользователь принимает, разбирается с содержимым, помещает в контейнер свою слюну и отправляет его обратно. На той стороне лаборатория анализирует присланное и на сайте формируются в аккаунте расшифрованные данные плюс доступные результаты.

После объявления сезона скидок сделал себе карточку для инет-оплаты (у нас на это ушла неделя). Для работы с Беларусью у 23andMe имеется только один способ доставки/возвращения — «Int'Express». Сходу не было понятно что это, но стоит оно чуть более 90 $. Делаю заказ — снятие со счета, мейл о том, что у вас час на потенциальную отмену, и через 2 дня приходит мейл с идентификатором DHL — контейнер уже в пути и почти приехал. Через день приходит на почту извещение о необходимости получения гибридной почты. От DHL можно было ожидать чего угодно (так как по идее они должны доставлять до двери), но как оказалось, пришло извещение о том, что посылка находится в Минском аэропорту (№2), приезжайте и забирайте — срок хранения 60 дней.

Законодательство и особенности в Беларуси таковы, что иностранный груз нужно забирать лично и после таможенного осмотра. Поэтому пришлось ехать Минск. Подготовился и поехал туда во всеоружии с намерением сразу же отправить ответную посылку обратно (это уже было 26е декабря).

На месте началась пляска на тему и без темы. Сотрудникам DHL, таможенному инспектору и всем остальным, кто встречался на пути, я объяснял в чем дело, что внутри и зачем все это надо. Но походу ситуация оказалась такой, что я первый был таким клиентом и народ не знал что с этим нужно или можно делать. Груз оценен отправителем стоимостью в 25 $, а по нашему законодательству, все что больше 10 евро облагается пошлиной а этапе растаможки. Для обхода этого вопроса пробую инициировать оформление груза как на «временный ввоз». Инспектор предлагает ещё более хакерско-русское решение проблемы — так как он все равно идет обратно, помещается слюна анализ, все упаковывается обратно и отправляется как будто мы отказываемся от груза — забесплатно по тому же адресу (на тот момент ещё не было известно, как происходит доставка обратно). Но все таки оформляем как «временный ввоз» и я забираю посылку, чтобы с ней разобраться.

В аэропорту подключаюсь к интернету (согласно мануалу, надо зайти на сайт и зарегистрироваться). При подключении добросовестно покупаю карточку ByFly, но по ней к WiFi почему-то не коннектится, в результате нахожу какую-то VIP сетку WiFi и через неё попадаю в инет забесплатно. При регистрации необходимо указать «postal code». У меня в посылках их оказывается два — один отправителя, второй — куда посылать обратно. Оба в различных вариациях не подходят. Посылаю e-mail в саппорт «23andMe» — в ответ приходит письмо робота «у нас рождество и новый год, поэтому никого тут нет и не будет ещё дней 5, как только так ответим, с новым годом».

По содержимому посылки становится понятно куда отправлять, а также то, что отправлять нужно с помощью DHL. Но тут мне таможня говорит, что DHL не может отправлять такой опасный груз (слюна как биокомпонент считается опасным грузом) и поэтому ищите как отправить другим образом. Несмотря на то, что в мануале написано что надо отправлять через DHL, а ранее при ознакомлении со всем этим я выяснял, что 23andMe решала вопрос о законодательстве, и в Беларуси отправка биокомпонентов типа слюны разрешена (хотя например сейчас в России запрещена, и поэтому получить услугу в России не получится, только контрабандой).

В процессе решения вопроса консультируюсь с сотрудниками из «БелАвиа». С трудом выясняю (после нескольких консультаций с сотрудниками и их главным таможенным специалистом), что они все таки могут отправить груз по адресу. Но, учитывая проблемы при регистрации на сайте, а также помня о педантичности буржуйских и массовых компаний, решаю сначала разобраться, а потом отправить груз обратно. И таким образом выезжаю в Гомель.

Через несколько дней 23andMe мне ответили, что «postal code» надо вводить не ихний, а свой (у меня 246012), а также то, что проблем с отправкой через DHL быть не должно. И в дополнение прислали e-документ, в котором написано, что доставка обратно должна проводиться через DHL и за счет компании, а не клиента.

Выяснив все это, начинаю штурмовать Минск. Но тут оказывается, что: а) DHL теперь уже может доставлять грузы такого рода; б) меня перепутали с неким Николаем, который походу занимался этим вопросом и отправил груз в Калифорнию; в) никаких проблем нет, приезжайте и отправляйте. Т.е. за эти несколько дней появились другие клиенты, заказавшие услугу в 23andMe, и навели в таможне хай, в результате которого она согласилась с тем, что DHL может отправлять такие грузы.

4-го числа я благополучно съездил в Минск и отправил посылку.

Такие вот бывают проблемы на неизвестной территории и при работе с нашими органами…

P.S. Неизвестному мне Николаю спасибо за пробивание стены.

Отправить комментарий